В лыжных гонках используются два основных стиля передвижения: классический и коньковый (или свободный) ход. Каждый из них включает в себя несколько техник, которые лыжники применяют в зависимости от условий трассы и своего уровня подготовки.
Классический стиль
Одновременный двухшажный ход: Лыжник делает один толчок палками на каждые два шага ногами. Этот ход эффективен на равнинных участках и позволяет поддерживать высокую скорость без значительных затрат энергии.
Одновременный одношажный ход: В этом случае лыжник делает один толчок палками на каждый шаг ногами. Это более энергозатратная техника, но она позволяет развивать высокую скорость на подъёмах и в условиях, когда требуется максимальное усилие.
Попеременный двухшажный ход: В этом стиле лыжник поочередно отталкивается то одной, то другой ногой, помогая себе палками. Это наиболее традиционный вид классического хода, используемый на сложных участках трассы с переменным рельефом.
Коньковый стиль
Одновременный коньковый ход (V1 или "одношажный"): Лыжник делает шаги, напоминающие движения конькобежцев, при этом одновременно отталкиваясь палками. Этот стиль хорошо подходит для подъёмов и сложных участков трассы.
Попеременный коньковый ход (V2 или "двухшажный"): Лыжник отталкивается палками на каждый второй шаг. Это позволяет поддерживать высокую скорость на равнинных участках и при небольших подъёмах.
Коньковый ход без палок: Используется на спусках или при желании сохранить энергию. Лыжник сохраняет равновесие, скользя по трассе, и делает коньковые движения без помощи палок.
Выбор техники
Лыжники выбирают технику в зависимости от профиля трассы, погодных условий, качества снега и своего физического состояния. Например, на сложных и крутых подъёмах предпочтение может отдаваться более энергозатратным ходам, чтобы преодолеть сопротивление, в то время как на спусках и равнинных участках лыжники стараются экономить силы, используя менее затратные стили.
Кроме того, соревнования могут проводиться в одном из этих стилей или же включать оба, что требует от спортсменов универсальности и умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям трассы.